От костяной иглы до "гоночного болида". История швейной машинки.
Как часто на различных швейных форумах раздается крик о помощи: "Помогите выбрать швейную машинку! Какая лучше?!" И впрямь, сегодняшняя швейная техника с ее несметным количеством опций и функций ставит иногда в тупик даже самого искушенного пользователя. А внешний вид завораживает любого плавностью обводов корпуса, блеском хромированного металла и разноцветными огоньками подсветок (такое ощущение, что про космический аппарат написала, или, по меньшей мере - про гоночный болид!).
Цена некоторых машинок позволяет думать, что они шьют сами, без вмешательства человека - нужно только намекнуть, что ты хочешь получить в итоге, или, на крайний случай, показать машинке фото готовой модели.
Тем не менее, без умелых рук мастерицы любой сверхсовременный гаджет все-таки будет обыкновенным куском пластика и металла, красивым и бесполезным.
Я часто вспоминаю свою бабушку, которая на обыкновенной ручной машинке
шила мне пальто, и маме - крепдешиновые платья, и наряды из панбархата для клиенток. Видимо, дело все - таки не столько в количестве настроек и лапок, а еще и в мастерстве и непреодолимом желании сотворить из ничего - НЕЧТО.
А швейная машинка - всего лишь хорошее подспорье для творческой личности, функциональное, механистическое, требующее ухода и грамотного использования.
С тех самых пор, как Адам и Ева голышом были изгнаны из Рая,перед человеком каждый день вставал вопрос - чем прикрыть чресла и тем самым защитить свое тело от внешней среды. Мужчинами была быстро придумана костяная или каменная игла и торжественно вручена женщине.
Почему мужчины не оставили иглу себе наряду с топориком и копьем? Да потому, что шитье - это тяжелый, кропотливый и, подчас монотонный труд, непосильный для постоянно жаждущего новых впечатлений и открытий сильного пола.
Архаичный инструмент жив и поныне, его особо не задело развитие цивилизации, разве что, научившись выплавлять металл, мужчина вместо костяной иглы дал женщине стальную, и перестал на много столетий думать о согбенных спинах и исколотых пальцах швей.
Все время, совершенствуя свое оружие и пышность нарядов (к 17 веку как мужская, так и женская одежда напоминала по сложности простенькое инженерное сооружение), мужчина не обращал внимания на то, что на шитье одного предмета туалета уходит подчас полгода и даже больше - а чем, собственно говоря, заниматься этим женщинам в свободное от остальных обязанностей время?
Однако, себе , любимым, мужчины облегчали жизнь. как могли! Территориальная экспансия европейских монархов и просто здоровое мужское любопытство привели в итоге к эпохе Великих открытий, и количество необходимых для дальних путешествий судов росло просто на глазах.
. А поскольку изготовление парусов было занятием исключительно мужским, они немного подсуетились - и шитье парусины для бороздящих морские просторы судов в Голландии было поставлено на поток и даже изобретен станок для прошивания этой грубой и толстой ткани.
Секрет устройства тщательно хранился и до наших дней, к сожалению, не дошел.
С женщинами им так и не поделились!
Были, конечно, и приятные исключения. Леонардо да Винчи в 15 веке первым описал приспособление, отдаленно напоминающее сегодняшние Бразеры и Бернины. Как жаль, что это изобретение не было по праву оценено его современниками, и до наших времен не дошли эскизы и записи Гения!
И еще долгих три столетия белошвейки слепли над своей работой, создавая шедевры из батиста, парчи и бархата, привезенных удачливыми путешественниками из дальних странствий.
Но вот наступила эра Промышленной революции с ее станками во всех сферах производства и тягой к прогрессу. Изобретая и улучшая все, что под руку подвернется, мужчины наконец-то обратили свой взгляд и на ручное шитье.
Брокгауз и Эфрон сообщают, что первый патент на машину для шитья обуви был выдан англичанину Томасу Сену в 1790 году. Машина, видимо, оказалась неудачной, и подробностей о ее работе не сохранилось.
Американский инженер Элиас Хоу запатентовал в 1845 году агрегат, делающий 300 стежков в минуту и имеющий горизонтальный челнок. Хоу и считается по праву создателем современной швейной машины.
Элиас Хоу
На родине изобретение встретили недоверчиво и даже враждебно, поэтому Хоу уехал в Англию. Не добившись успеха за океаном и вернувшись через несколько лет в Америку, изобретатель обнаружил там ряд своих последователей.
Исаак Зингер
Наиболее удачливым из них был Исаак М. Зингер, оборотистый коммерсант и неплохой инженер. Сделав в машине Хоу несколько довольно ценных усовершенствований (челнок стал ходить не вдоль машины, как раньше, а совершал дугообразное движение поперек станины машины, нить челнока регулировалась пружиной, а верхняя нить регулировалась чашечками нитенатяжителя, игла стала сменной и имела ушко внизу) он сумел развернуть ее производство не только в Америке, но и в Европе, разрекламировав швейную машинку как собственное изобретение. Хоу пришлось отстаивать свои права в суде. Он сумел выиграть процесс и получить компенсацию.
Но все - таки первая ассоциация со словами "швейная машинка" у нас – «Зингер».
Гримасы истории - имя первого изобретателя знают только узкие специалисты, а имя коммерчески успешного предпринимателя стало нарицательным. Гений Зингера не в механике, а в менеджменте. Он первым ввел систему франчайзинга, первым стал продавать свои изделия в кредит и первым оценил коммерческую выгоду массированной рекламной кампании.
Как видите, география распространения швейной машинки практически совпадает с картой мира, и, конечно же, не оставалась в стороне и Россия.
В 1902 году в подмосковном Подольске открывается филиал фирмы «Зингер», выпускающий к 1913 году около 600 тысяч бытовых машинок в год.
Машинки продавались в более чем 3000 фирменных магазинах по всей стране. Благодаря отличному качеству продукции, компания «Зингер» заслужила право именоваться "Поставщиком Двора Его Императорского Величества".
К началу ХХ века немецкая швейная компания "Зингер" решила обзавестись главным офисным зданием в столице России. Новое здание по замыслу правления должно было иметь не менее одиннадцати этажей. Его проект был поручен П.Ю. Сюзору. Выполнить это требование заказчика в полной мере архитектору не удалось из-за петербургского высотного регламента, запрещалось строить в центре города жилые здания выше Зимнего Дворца (23,5 метра).
Однако выход был найден. В отличие от соседних пятиэтажных зданий, окончательный проект (за счёт высоты потолков) предусмотрел семь этажей и башню на углу здания. Эта башня оказалась расположена точно по линии Пулковского меридиана. Венчается она шаром-глобусом (диаметром 2,8 метра), символизирующим глобальный размах работы компании "Зингер".
Неплохо чувствовала себя империя и в США. На фото внизу - 54-х этажный небоскреб Зингера, построенный в 1908 году и являвшийся на тот момент самым высоким зданием Нью-Йорка.
Ни войны, ни революции не ослабили позиций компании, она живет и процветает поныне, выпуская не только швейные машинки, но и массу других полезных вещей.
А теперь просто посмотрим , какими были они - первые машинки, прародительницы современных "навороченных " агрегатов.
Радикально поменялся дизайн почти за два столетия, это -да! А вот сам принцип образования стежка - остался прежним.
Итак, пра-пра-пра-родительница...
Со временем производители стали обращать внимание не только не механическую начинку, но и на внешний вид агрегата.Машинка становится частью интереьра жилого пространства, ее корпус декорируется , а в отделке применяются качественные лако-красочные материалы и ценные породы дерева.
Еще один прорыв в швейном деле - ножной привод, который освободил обе руки швеи.
Прообразы современных "швейных уголков ..."Как видите, даже в те далекие времена люди задумывались об эргономике и удобстве!
И, наконец, вот она - современная швейная машинка - мечта рукодельницы!
Еще раз подчеркну - бесполезные куски металла или пластика без наших с вами умелых золотых рук!
Всем - приятного просмотра, а так же - легкого и приятного использования швейной машинки в рукодельном творчестве!